Рабочий (лечебный) психотерапевтический альянс

По-прежнему трудно достичь понимания: "Что же такое - рабочий психотерапевтический альянс?", - по-видимому, из-за множественности факторов, влияющих на сам процесс формирования лечебного (рабочего) альянса между психотерапевтом и человеком, проходящим психотерапию. В более узком смысле термин "рабочий альянс" употребляется для психоаналитического процесса, успешность которого зависит от союза пациента и психоаналитика в достижении позитивного отношения у пациента к происходящему в кабинете, какими бы отрицательными чувствами и эмоциями пациента это не сопровождалось. При этом одного стремления пациента добиться успеха в психоаналитическом лечении совершенно не достаточно, поскольку эмоции, чувства и отношения пациента, как бы вернувшиеся из его прошлого в психоаналитическую ситуацию кабинета, могут служить основой сопротивления пациента процессу лечения.
Во многом возможность возникновения рабочего альянса зависит от каждой из сторон, участвующих в этом процессе, а именно - от способности самого пациента выработать лечебный (рабочий) альянс с психоаналитиком и от способности аналитика сформировать у пациента доверительное отношение к взаимодействию.
Являясь по своей сути непрерывным процессом, рабочий альянс не может не изменяться на разных этапах психоаналитического лечения, постоянно то ослабевая, то вновь укрепляясь, в зависимости от превалирования отрицательных или, соответственно, положительных эмоций, чувств и переживаний пациента во время прохождения курса психоанализа или психоаналитической психотерапии. Крайним проявлением негативных ощущений, эмоций и чувств пациента к психоаналитику (психотерапевту) как к объекту переживаний, возродившихся в психотерапевтическом кабинете, как правило, из детства пациента, может стать так называемая "негативная терапевтическая реакция", означающая, фактически, полное исчезновение лечебного альянса либо невозможность его формирования вообще, и приводящая к прерыванию взаимодействия пациента с психоаналитиком, т.е. к прерыванию курса психотерапии (психоанализа).
В результате, желая добиться решения "сверх ценной" задачи - помочь пациенту сформировать рабочий альянс, - и стремясь предотвратить возникновение негативного и, зачастую, даже враждебного отношения пациента к психоаналитику (психотерапевту) и психоаналитическому процессу в целом, психоаналитик может вступить с пациентом в некий "сговор", т.е., в "терапевтический мезальянс" в терминологии Лэнгса ("The Therapeutic Interaction",1976), когда проявлениям переноса пациента не уделяется необходимого внимания и различные формы сопротивления пациента его лечению перестают соответствующим образом интерпретироваться.
При этом, надо понимать, что неспособность пациента к выработке прочного рабочего альянса может быть также и из-за отсутствия у него в первые месяцы жизни опыта достаточной безопасности, вследствие чего формирование "имманентного базисного доверия" (Эрик Хомбургер Эриксон, "Детство и общество", 1950) было затруднительным. И обеспечение психоаналитиком, используя эмоциональную сторону общения, возможностей для безопасных коммуникаций пациента в кабинете, а также, словами Сандлеров ("The past unconscious, the present unconscious, and interpretation of the transference", 1984), демонстрирование пациенту "своей терпимости по отношению к тем бессознательным стремлениям, против которых стремится выставить защиту психика пациента", "своего уважения к защитным реакциям пациента", является основой для формирования лечебного альянса, когда пациент "сможет воспринять от психоаналитика терпимое отношение последнего и развить в себе большую терпимость к тем сторонам своей личности, которые он ранее был не в состоянии принять".
Возможно, именно в силу вышесказанного, и состоит сложность - клинически! - прояснить тонкости отличий лечебного альянса от явлений переноса и сопровождающих их сопротивлений?