Термин «Балинтовская группа» в настоящее время применяется для определённого вида групповой работы, организуемой для специалистов помогающих профессий – социальных и медицинских работников, учителей, преподавателей, психологов-консультантов, психотерапевтов.
Метод «Балинтовской работы» был разработан Микаэлем Балинтом (1896-1970) в Лондоне сразу после Второй Мировой войны. Сейчас Балинтовские группы используются для треннинга помогающих специалистов с целью улучшения их понимания сложностей профессиональных отношений как с клиентами (пациентами), так и с коллегами, а, также, – для предупреждения профессионального выгорания специалистов (в первую очередь, эмоционального) и для повышения эффективности их работы с клиентами (пациентами).
Участие в Балинтовской работе помогает специалисту развивать эмпатию, способность выслушивать другого, не перебивая, не выказывая нетерпения, становиться более чувствительным к эмоциональному состоянию своих клиентов (пациентов), к их психологическим проблемам, запросам в плане оказания помощи, тем самым налаживая коммуникацию с клиентами (пациентами).
Балинтовская группа помогает участникам более глубоко обдумывать, внутренне перерабатывать и яснее осознавать собственные ощущения в профессиональной деятельности, в том числе, благодаря возможности узнать различные точки зрения, высказываемые коллегами.
Групповая динамика в Балинтовской группе инициируется ещё на начальной стадии, когда ведущий формулирует принципы работы группы, основанные на открытости и доверии между участниками в атмосфере безопасности и конфиденциальности, обеспечивающей спонтанное взаимное общение без какой-либо внешней цензуры.
От участников Балинтовской группы требуется в процессе работы по возможности свободно выражать свои мысли, фантазии, физические ощущения, эмоции, чувства и переживания, вызванные рассказом референта (представляющего свой случай участника группы), в процессе которого кратко излагается история одного из клиентов (пациентов) с запросом к группе о помощи разобраться в том, что происходит в данном конкретном профессиональном взаимодействии. При этом важно, чтобы референт говорил без каких-либо записей, свободно, ассо-циативно, чтобы участники группы могли обращать внимание не только на то – о чём и как излагает вслух референт, но и на то – о чём он забывает сказать или о чём умалчивает.
Одним из Балинтовских принципов является спонтанность, открывающая доступ к бессознательному, одновременно удовлетворяя как потребность в открытом пересказе, так и в свободном обсуждении своей профессиональной деятельности.
Балинтовская группа считается классической, если в общем круге сидят от восьми до двенадцати участников плюс один или два ведущих (второй выступает в роли соведущего).
Если в работе Балинтовской группы принимает участие большее количество специалистов, то происходит разделение на так называемый, «внутренний круг» (в котором и происходит основная Балинтовская работа) и на «внешний круг» (так называемый «аквариум»), участники которого выступают в роли наблюдателей тех групповых процессов, которые будут происходить во внутреннем круге.
Специалисты, находящиеся в «аквариуме», как правило, несколько по-иному воспринимают случай, представляемый референтом, слушают его историю с большей дистанции и у них могут возникать другие эмоции, чувства, переживания, ассоциации и фантазии, нежели у участников внутреннего круга. Поэтому, при необходимости, ведущие могут использовать эти обстоятельства группового процесса и давать внешнему кругу возможность выразить своё видение происходящего, обогащая тем самым групповую работу внутреннего круга.
В работе Балинтовской группы поддерживается атмосфера дружелюбия, душевной теплоты и радушия, отсутствия соревновательности и критики, Проявление противоположных качеств кем-либо из участников во время работы Балинтовской группы, как правило, всегда является отражением взаимоотношений в рассматриваемом случае, представленном референтом.
Балинтовская работа стимулирует самопознание и саморефлексию, самонаблюдение, формирует не только способность проявлять чувства и эмоции, но и лучше справляться с эмоциями (как собственными, так и эмоциями клиентов/пациентов), служит своего рода треннигом умения не сдерживать возникновение свободных ассоциаций и развития способности наблюдать за происходящем в группе, позволяет участникам много узнать о своих собственных эмоциях, чувствах и переживаниях, в том числе, и в процессе наблюдения за другими участниками Балинтовской группы, которые свои эмоции, чувства и переживания
демонстрируют и озвучивают.
Открытость участников Балинтовской группы друг с другом становится тем опытом, который позволяет улучшить отношения и в их реальных рабочих коллективах, как бы стимулируя участников Балинтовской работы быть более открытыми с коллегами и тем самым поощряя ответную открытость, что в итоге приводит к оптимизации рабочих отношений и эффективности работы их коллективов в целом.
Те, кто регулярно, на постоянной основе участвует в Балинтовской работе, очень часто становятся более открытыми, восприимчивыми и со своими родными, близкими, друзьями, которых они начинают не только лучше слушать, но и слышать, и большему учиться у них.